Людмила Харитонова, управляющий партнер юридической Компании «Зарцын, Янковский и партнеры», рассказала Slidesign.ru как правильно использовать фотографии в интернете.
Начнем с кейса в Facebook. Там был правильный вопрос: «Взяли для рекламной кампании фото Терминатора, запустили, а через пару дней получили требование удалить изображение. Что делать?»
Из комментариев к записи стало ясно, что далеко не все понимают, как использовать фотографии и какие правила устанавливает закон.
Что такое фото глазами юриста? Согласно ст. 1256 Гражданского кодекса, фотография является объектом авторского права. При этом не важно, сделана она на мобильный телефон или профессиональной камерой.
Не имеет значения и что изображено на снимке – натюрморт, пейзаж или абстрактная композиция.
Поэтому доводы о том, что кадр не имеет художественной ценности, не влияют на правовой режим фотографии.
Суды неоднократно обращали внимание, что отсутствие новизны, уникальности и/или оригинальности не может свидетельствовать о том, что произведение создано не творческим трудом и поэтому не является объектом авторского права.
Важно понимать одно: фото – такая же собственность и если оно «плохо» лежит в Интернете, это вовсе не означает, что его можно брать и использовать.
Чтобы не было проблем с правообладателем, достаточно запомнить несколько правил.
Правило № 1: У любого фото есть автор, и права автора на фото охраняются законом
Статья 1270 Гражданского кодекса определяет, что автору принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом – это и есть исключительное право на произведение.
Если говорить обычным языком, автор может любым способом использовать фотографию – размещать на сайте, публиковать в журнале, продавать или передавать безвозмездно.
Правило № 2: Если вы не являетесь автором и не получили у автора прав, вы не можете использовать фото
Помните, что отсутствие запрета не является разрешением. Без разрешения автора или правообладателя незаконным использованием будет любое действие: воспроизведение, распространение, копирование, переработка, публичный показ и т. п.
Вот, например, выдержка из решения суда:
«…нарушение исключительных прав Истца на Произведения выражается в использовании Произведений Ответчиком без надлежащего разрешения правообладателя и без выплаты ему вознаграждения, а именно в незаконном воспроизведении и доведении до всеобщего сведения Фото 1-23 на сайте tvernews.ru в сети Интернет (подп. 1. 11 п. 2 ст. 1270 ГКРФ)».
Правило № 3: Любое использование фотографии без разрешения автора (правообладателя) будет незаконным
Это правило вытекает из предыдущего. Однако существует ряд исключений.
Вы можете правомерно использовать фото при сочетании нескольких условий:
- Фото обнародовано автором (опубликовано, выложено в Интернете).
- Вы используете его в некоммерческих целях, в том числе в научных, полемических, критических или информационных, в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати.
Не забудьте, что при использовании вы должны указать автора и источник заимствования. Пример:
Автор Red Fang. Источник giphy.com
Например, для написания статьи об истории фотографии вы можете взять изображение, опубликованное в Интернете, при этом указать автора и адрес ресурса, с которого его скачали.
А вот запустить рекламную кампанию с использованием чужого фото вы уже не можете. Это будет прямым нарушением закона.
Существует понятие «в объеме, оправданном для целей цитирования», однако оно сложно применимо и каждый раз оценивается судом по совокупности фактических обстоятельств.
В пример приведем дело по иску блогера Ильи Варламова к издательству, которое использовало изображения из его блога (с указанием авторства) для освещения новости о приезде Варламова в Тверь. Издательство оправдывало такое использование целью осветить событие. Суд не согласился с такой позицией и указал:
«…Суд полагает, что использование фотографий не было осуществлено в объеме, оправданном целью цитирования. Из представленных документов усматривается, что собственного текста как такового у ответчика нет, следовательно не может идти речь о цитировании фотографий истца в рамках собственной статьи. Полностью использованы материалы истца, в одной из публикаций добавлены короткие фразы, такие как «1 апреля наш город посетил известный блогер-фотолюбитель Илья Варламов», кроме того, добавлены краткие комментарии к фотографиям».
Таким образом, нужно исходить из того, что цитирование предполагает использование лишь небольших фрагментов в процентном соотношении к общему объему материала.
Выводы
За нарушение прав автора или правообладателя возможно взыскание компенсации от 10 тысяч до 5 млн руб. Каждый раз суд, определяя компенсацию, исходит из конкретных обстоятельств.
При условии, что использование является незаконным, даже указание на автора не освобождает от выплаты компенсации.
Соблюдая эти нехитрые правила, вы сможете минимизировать риски и не бояться обращений от авторов или взыскания компенсаций.
И напоследок совет: если вам пришла претензия от правообладателя, не доводите дело до суда, а постарайтесь решить проблему в досудебном порядке, то есть удалите спорный элемент.
Вам понравились материалы Slidesign, но у Вас горят сроки - мы выполним работу за Вас:
- Хочу заказать презентацию!
- Хочу заказать инфографику!
- Хочу посмотреть все услуги Slidesign!
- Хочу в раздел Самообразование!