Сегодня наш интернет-опыт становится все более и более персонализированным. Поисковые машины, СМИ и социальные сети стали намного умнее, они предлагают нам то, что мы действительно хотим. Поэтому люди начинают испытывать эмоциональную привязанность к технологиям.
Алгоритмы персонализации анализируют наше поведение онлайн, интересы и даже общение в сети. Если они работают эффективно, то могут показаться почти друзьями. Но не все так гладко. Иногда происходит сбой, и мы видим рекламу, которая не отвечает нашим ожиданиям. И наоборот, если алгоритмы персонализации всегда четко угадывают наши желания, это может показаться жутковатым. К тому же персонализация не может предложить что-то совершенно новое.
Алгоритм основывается только на нашем поведении. Лайки, видео, фото, местоположение, тэги, комментарии, рекомендации и рейтинги формируют онлайн-опыт. При этом приложения, сайты и устройства не знают, что вы чувствуете. Но и это меняется. Эмоции уже становятся частью технологий. Эмоциональные ответы: злые, грустные, восторженные, были включены в наш эмоциональный словарь, как только мы стали освоили реакции в Facebook. Некоторые уже используют приложения для отслеживания эмоций, например, Moodnotes.
Технологии, способные определять эмоции, стали реальностью. Браслет Feel и кольцо MoodMetricиспользуют сенсоры, которые считывают кожно-гальваническую реакцию, пульс и температуру тела, чтобы определять эмоции. EmoSPARK – умное устройство для дома, которое создает эмоциональный профиль на основе выбора слов, голосовых характеристик и распознавания лиц. Этот профиль используется для выбора подходящей под настроение музыки, видео и изображений.
Носимые устройства, которые могут определять сердцебиение, давление и температуру тела могут угадывать и настроение. Экраны, которые распознают выражения лица, используются для определения чувств. Анализаторы текстов становятся более чувствительными к нюансам и тону. Сегодня даже анализаторы звука могут определять эмоции. Наши устройства получают информацию из множества источников, а значит, определение эмоций уже очень скоро станет реальностью.
Возможно, интернет вещей начнет действительно понимать нас, наши эмоции. Как это повлияет на дизайн технологий?
Интернет вещей и эмоции
Когда мы думаем об эмоциональном взаимодействии с технологиями, мы часто представляем себе диалог. Общение и эмоции неразрывно связаны. Это естественно.
Конечно, опыт анализа эмоций нужно будет спроектировать. Алгоритмы тоже не ушли бы так далеко без дизайна. Алгоритмы обрабатывают различные входящие данные и выдают результат. Роль дизайнера – учесть возможную двусмысленность и контекст. Результатом же является набор взаимодействий, которые также нужно спроектировать.
Например, ваше общение Siri кто-то разработал. Отображение ваших эмоций в определяющем настроение приложении тоже.
С развитием искусственного интеллекта взаимодействие выйдет за рамки подобных приложений. В скором будущем персонализация будет основываться на данных, полученных от технологий по определению эмоций.
Новое поколение чувствительных к эмоциям технологий заставит дизайнеров досконально изучить эмоции, позитивные и негативные.
Эмоционально чувствительные технологии будут выражать и пробуждать эмоции на 4 уровнях:
- Открывать нам наши эмоции
- Открывать наши эмоции другим
- Разрабатывать рекомендации на основе наших эмоций
- Общаться на более человечном уровне
ОТКРЫВАТЬ НАМ НАШИ ЭМОЦИИ
Сегодня контроль над здоровьем, физическим и ментальным, становится все более популярным. Согласно недавнему исследованию у одного из десяти человек есть какой-либо вид фитнес трекера. Добавьте к этому числу еще и владельцев смарт-часов, и этот показатель возрастет.
Мы хотим знать о себе как можно больше, хотим сделать жизнь лучше. Возможно, отслеживание эмоций позволит нам чаще наслаждаться приятными моментами и культивировать счастье. Но существует и опасность зациклиться на негативных эмоциях.
ОТКРЫВАТЬ НАШИ ЭМОЦИИ ДРУГИМ
Сегодня новые технологии по определению эмоций применяют для помощи детям, больным аутизмом, людям с посттравматическим шоком и эпилепсией. Благодаря анализу сигналов ухаживать за такими больными проще.
Несложно представить, как это поможет родителям малышей или людям с престарелыми родителями наладить коммуникацию.
Так же как мы сегодня делимся своими спортивными достижениями, мы сможем в будущем делиться нашими эмоциями.
Chubble – пример приложения, которое позволяет делится моментами из жизни с друзьями и оценивать их эмоциональную реакцию в режиме реального времени. Чувствительные же к эмоциям технологии помогут нам делиться эмоциями напрямую.
Но такие технологии должны знать, когда не стоит делиться эмоциями, или должны защищать вас он нежелательных эмоций других людей. Не нужно забывать и о контексте. Иначе даже лучшие намерения будут расценены неверно. Например, Samaritans Radar предупреждает вас о признаках депрессии ваших друзей в социальных сетях.
РАЗРАБАТЫВАТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ НА ОСНОВЕ НАШИХ ЭМОЦИЙ
Следующим шагом станет разработка рекомендаций на основе эмоций. Представьте себе рекомендации, основанные на полученных с эмоционально чувствительных устройств данных. Например: «люди, которые чувствуют себя так же энергично, как вы, участвуют в забеге в центральном парке».
Pplkpr – пример подобного инструмента. Он задает пользователям вопросы об их самочувствии в приложении, а также анализирует полученные с браслета данные. После чего рекомендует, с каким другом или коллегой вам сейчас будет полезнее всего пообщаться. Этот инструмент поднимает вопрос об этике эмоций. Например, как вы отреагируете, если приложение посоветует вам не общаться со своим лучшим другом?
ОБЩАТЬСЯ НА БОЛЕЕ ЧЕЛОВЕЧНОМ УРОВНЕ
Если устройства смогут понимать эмоции, они изменят способ коммуникации с нами. Например, Siri совсем не понимает шуток, а если бы понимала? Эмоциональные роботы смогут не только понимать эмоции, но и демонстрировать их. Pepper – чувствительный к эмоциям робот-компаньон не только популярен среди потребителей, но и компаний, которые используют его для обслуживания клиентов.
В ближайшем будущем эмоции будут включены в наш опыт. Например, вам придет смс от электронного кошелька, что импульсивная покупка не сделает вас счастливым. Или появится сообщение на холодильнике с просьбой подождать 20 минут, перед тем как решить, стоит ли набрасываться на ведерко с мороженым после тяжелого рабочего дня. А, может, визуализируются все эмоции, которые испытал ваш ребенок в течение дня в школе.
Разработка технологий, которые собирают данные, привязывают их к эмоциям, а затем выражают или пробуждают их различными способами, позволит создать более чувствительный к эмоциям опыт. Для многих организаций это станет настоящим вызовом, потребуется вносить существенные изменения в работу, ориентируясь на эмоциональный дизайн.
Эмоциональный разрыв
Дизайн – это решение проблем. Дизайнеры всегда в первую очередь учитывают возможные проблемы и стараются оградить людей от них. При этом эмоции всегда были важной частью дизайна. Сегодня специалисты стараются добавлять элементы восторга к основе из полезного и удобного дизайна.
Это хорошее начало, но до сих пор существует огромный эмоциональный разрыв. Дизайнеры стараются сделать путешествие клиента приятным, закончить его улыбкой, но имеют смутное представление о других эмоциях. Работать с ними сложно и иногда некомфортно.
Сегодня исследователи все чаще учитывают поведение пользователей, их измеримые действия или озвученные мысли. При этом жесты и выражения лица практически не отслеживаются и уж точно не считаются достоверными и точными данными. Биометрика также остается непопулярной и дорогой техникой. В итоге у специалистов просто недостаточно информации об эмоциях, которую можно было бы использовать в дизайне.
Но вскоре это изменится. Данные об эмоциях будут поступать из различных источников. Технологии, которые позволяют анализировать выражение лица (Affectiva и Kairos), помогут создателям игр и других продуктов, вызывающих яркие эмоции. Nevermind – один из первых разработчиков игр, которые использовали Affectiva вместе с физиологическим трекером и камерой, которая считывает выражение лица и движения глаз. В результате игра может считывать такие эмоции, как страх, стресс и наслаждение, и отвечать на них.
Голос – еще один ресурс для определения эмоций. Beyond Verbal, например, анализирует для этого тон и ритм голоса. Сейчас этот инструмент используется при обслуживании клиентов, но в будущем сфера его применения может расшириться. Например, Withings предлагает беспроводную камеру для дома с детектором плача.
Социальное слушание становится более чувствительным к различным эмоциям, не ограничиваясь только определением положительных и отрицательных. Blurrt и Pulsarэкспериментируют с комбинацией анализа текста и изображений для определения эмоций. Существуют даже анализаторы смайликов, например, Emogi.
Все больше сайтов и приложений будут нацелены на сбор информации об эмоциях, которую используют в дизайне. Реакции в Facebook не только дают людям возможность выражать больше эмоций и их оттенков, они предоставляют дизайнерам (и маркетологам) информацию об этих эмоциях. Недавнее приобретение Apple инструмента для распознавания выражения лица от Emotient говорит о том, что вскоре многие приложения добавят в свой функционал эмоции. Например, Ford разрабатывает диалоговый интерфейс, чувствительный к эмоциям.
Конечно, невозможно прочитать мысли человека или предсказать его поведение по физическим показателям эмоций. Однако это позволит нам лучше понимать потребителей, анализируя их реакции.
Как же использовать полученные данные об эмоциях при создании опыта?
Включение данных об эмоциях в процесс дизайна повлияет на три основных аспекта. Они создадут новый контекст для поведения, предугадываемого опыта и алгоритмов персонализации.
ПРЕДСКАЗУЕМАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ
Сейчас наши устройства ведут себя рационально и общаются с нами как с рациональными существами. Даже нерациональные действия объясняются с точки зрения логики.
Эмоции же внесут новый контекст в понимание рационального и иррационального поведения. Например, рекомендации Amazon будут основаны на ваших эмоциональных реакциях на продукт, а не истории покупок.
НЕНАВЯЗЧИВЫЙ ИНТЕРФЕЙС
Основная цель дизайна – сделать интерфейс максимально ненавязчивым. Вы же не хотите тратить свое время на постоянно напоминающее о себе устройство, которое требует вашего внимания. Чтобы этого избежать дизайнеры анализируют данные о вашем предыдущем поведении.
Информация об эмоциях позволит ориентироваться на самые актуальные данные и нынешнее состояние пользователя.
ОБЩАЯ ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ
Алгоритм персонализации создать довольно сложно. Сейчас исследователи полагаются на интервью и данные о поведении.
Эмоциональный контекст позволит лучше понять пользователей. Представьте, что Spotify, проанализировав данные с вашего чувствительного к эмоциям браслета, предложит музыку под настроение.
Однако в основе всех чувствительных к эмоциям технологий лежит парадокс: эмоции делают наш опыт более приятным, но они же будут использоваться для формирования наших эмоций. Поэтому очень важна этическая сторона вопроса. Но как сделать так, чтобы новые технологии делали нашу жизнь только лучше?
На пути к эмоциональному дизайну технологий
Чтобы эффективно разрабатывать чувствительные к эмоциям технологии, дизайнерам следует внедрять новые практики.
ПЕРЕОСМЫСЛИТЬ ПОДХОД К УПРОЩЕНИЮ
Дизайнеры борются за простоту, ведь избавляться от любых затруднений просто необходимо. Когда же дело касается эмоций, возможно, они захотят сделать опыт не таким гладким, ведь незаметный опыт – далеко не всегда эмоциональный.
ДИЗАЙН С УЧЕТОМ ОЖИДАНИЯ И ПАМЯТИ
На пути путешествия клиента есть болевые точки и позитивные точки соприкосновения, однако относятся они к настоящему моменту, моменту взаимодействия с приложением. Если дизайн будет зависеть от эмоций, ожидание и память будут иметь большее значение.
СЕНСОРНЫЙ ОПЫТ
Чувствительные к эмоциям технологии полагаются не только на текст, изображения и смайлики, но и на жесты и голос. Это значит, что дизайнеры должны думать не только о визуальном опыте. Важным становится сенсорный опыт.
СЛОЖНОСТЬ ЭМОЦИЙ
Интернет вещей становится все более адаптированным под пользователя, а значит, дизайнеры должны быть чувствительными к разнообразию и оттенкам эмоций. Не просто счастливый или грустный, боль или удовольствие. Очень важно разработать словарь эмоций и всех их нюансов. Понимание различий между эмоциями, настроением и восприятием просто обязательно.
ЭМПАТИЯ
Эмпатия как практика дизайна должна фокусироваться не только на настоящем опыте, но и на истории опыта, используя алгоритмы и эмоциональные сенсоры.
АЛГОРИТМ И РЕАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Основываясь на эмпатии, дизайнеры смогут соотнести данные алгоритма и реального человека. Создание путей объединения человеческого и искусственного разума станет визитной карточкой эмоционального дизайна технологий.
Эмоции – это не проблема, которую нужно решить. Люди – сложные существа, они изменчивы и противоречивы, что создает серьезные трудности для алгоритмов. Данные об эмоциях обещают сделать общение с технологиями более человечным, но без дизайнеров здесь не обойтись.
Теперь контекст и эмпатия станут центром дизайнерской практики. В будущем список эмоций и чувств, которые можно использовать в дизайне, будет только пополняться. А при разработке чувствительных к эмоциям технологий роль дизайнеров будет важнее, чем когда-либо.
Вам понравились материалы Slidesign, но у Вас горят сроки - мы выполним работу за Вас:
- Хочу заказать презентацию!
- Хочу заказать инфографику!
- Хочу посмотреть все услуги Slidesign!
- Хочу в раздел Самообразование!