О важности «наглядной» информации
Вы находитесь в своем привычном состоянии, приобретаете в киоске журнал и открываете его на первой попавшейся странице. Вы развернули журнал, и перед вами две полосы: в правой части находится какое-то количество текста. В левой – тот же самый текст, но представленный в другой форме – схематичной, а фоном служит изображение, подходящее по смыслу к описанию визуальной метафорой.
Считается, что правая часть издания больше привлекает внимания читателя из-за особенностей перелистывания страниц. Именно поэтому рекламодатели размещают свои модули на правой полосе. Но что будет, если порядок изменится? Что выберут наши глаза, если им дать варианты? Не стану вдаваться в подробности работы аксонов, ганглиозных и биполярных клеток. Вы выберете ту полосу, где:
- данные представлены проще;
- есть пространство для концентрации внимания;
- возникает эмоция;
- легче прочитать текст.
В последние десятилетия добавилось больше источников информации. По мнению ученых, среднестатистический человек, живущий в городе, ежедневно потребляет десятки гигабайтов различной информации. Мозг человека постоянно находится в статусе обработки зрительных данных. Большая часть информации отсеивается, а какая-то – усваивается и запоминается. И для того, чтобы она достигала цели, необходимо соблюдать все новые и новые жесткие правила конкуренции в мире информации.
- Создать мотивацию, которая, с точки зрения визуальности, рождается благодаря эмоциям.
- Упрощать данные для быстрого доступа к смыслу. Это вынужденная мера ввиду глобальной информационной перегрузки.
Прежде, чем визуальная информация появится в сознании конечного потребителя, она проходит множество стадий, где важную завершающую роль выполняет дизайнер – человек со сверхспособностью видеть результат заранее, человек с определенным алгоритмическим мышлением, способный придать содержанию нужную форму. Тот, кто не имеет таких качеств и навыков, испытывает большие затруднения в «перерождении» информации. И вот оно, главное отличие дизайнера от обычного человека.
Дизайнер – видит, а «недизайнер» – должен понимать.
А теперь давайте перейдем к презентациям – одному из самых важных инструментов донесения информации в бизнесе. Презентации решают различные задачи (назначение личных переговоров, запрос деталей и коммерческого предложения и т. д.), в конечном счете приводя к единственной цели в бизнесе – получению прибыли.
Обычно руководитель дает менеджеру задание подготовить презентацию и ждет от подчиненного не просто информацию на слайдах, а мотивирующий на выполнение своей цели «волшебный» PDF. После сложных этапов создания презентации (сюда входит сбор и анализ данных, написание текста) предстоит выполнить не менее сложную работу – визуализацию и оформление информации на слайдах.
На нашем сайте можно найти советы, как оформлять презентацию: какие использовать шрифты, где брать картинки, что делает PowerPoint и пр. Но эти факты не всегда умело использует человек без способностей дизайнера, так как нет понимания, с чего начать и к какому именно слайду применить подсказку.
Знание немногих принципов освобождает от знания множества фактов.
– Рене Декарт.
Чтобы правильно оформить презентацию, потребуется:
- Понимание принципов
- Знание инструментальных навыков
- Время на поиск решения
После того как ваш текст грамотно представлен на слайдах с точки зрения информационного дизайна, не спешите искать картинки и подбирать нужные шрифты.
Работу над оформлением можно представить в виде огромной транспортной развязки. Применимые к слайду изменения ведут к результату – готовому оформленному слайду. Но сложно представить готовый слайд, если не знать его цель. Другими словами: сложно ехать, не зная, куда ехать. В лучшем случае – это потеря большого количества времени, в худшем – паника и более серьезные последствия.
Мы разработали своего рода навигатор, значительно упростив работу над оформлением презентаций. Как известно, у каждой презентации есть своя цель, точно так же слайды подразделяются по своему назначению.
Cуществует 4 типа слайдов:
- Объяснители
- Доказатели
- Усилители
- Айстопперы
Прежде чем погружаться в дизайн, необходимо все слайды презентации классифицировать по этим четырем типам. Остановимся на них подробнее.
Слайд-объяснитель
Основной принцип – доступное объяснение. Как было написано выше, ввиду большой нагрузки информации на сознание человека, она должна быть конкурентоспособной – быстро проникать в сознание за счет своей доступности. Текст – это основной элемент практически на каждом слайде. В объяснителях зачастую текста больше, чем на других слайдах, а значит, необходимо представить его в более простой для понимания форме – схемой. Нужно сразу видеть глобальную картину. Слайды-объяснители дополнительно можно разделить по контексту:
- Перечисления (список).
- Следствия (результат, имеющий причину).
Алгоритм процесса оформления слайда-объяснителя:
- Разместить заголовок, который будет первой ступенью в иерархии восприятия слайда.
- Представить в виде схемы основную информацию. В зависимости от цели: если это слайд-перечисление, то посчитать количество пунктов и, опираясь на правила визуальной концепции, разместить их на слайде. Если это слайд-следствие, то, в зависимости от контекста, необходимо графическими элементами показать взаимосвязь.
- Произвести иерархию внутри основного текста, т.е. выделить ключевые слова или фразы (принцип информационного дизайна).
Таким образом, основные элементы на слайде-объяснителе – это текст и графические элементы (навигация, окружности, прямоугольники).
Слайд-доказатель
Считается, что лучшее убеждение – это факты.
Принцип слайда-доказателя – убедить фактами. На таких слайдах вывод должен быть очевидным и заметным сразу же. Вывод может содержаться как в завершении слайда, так и быть отраженным в самом заголовке.
Лучший способ убедить визуально – это диаграмма. А правильная диаграмма – это:
- Понятная – быстро считывается ключевая мысль;
- Наглядная – правильно подобран тип диаграммы;
- Аккуратная – комфортная для восприятия.
Алгоритм аналогичен процессу оформления слайда-объяснителя, за исключением основного текста. Здесь основными элементами являются диаграмма и вывод.
Слайд-айстоппер
В начале статьи был описан эксперимент с журналом. Полосы с рекламным модулем привлекают больше внимания, а макеты подготовлены так, чтобы человек это запомнил. В презентациях эту роль выполняют слайды-айстопперы:
- титульный слайд;
- завершающий слайд;
- слайд, начинающий новый раздел;
- слайд с какой-то очень важной информацией.
Основной принцип айстоппера – информация должна привлечь к себе внимание и запомниться. Акцент – на тексте. Информацию легче запомнить, если ее не будет много на слайде и ей будет соответствовать изображение. Ошибки, которые могут возникнуть при создании такого слайда:
- так как человек не способен запомнить сразу слишком много информации, не стоит нагружать айстоппеер;
- если акцент смещен на изображение, есть риск снизить значимость текста;
- когда нет контраста, текст вовсе не виден.
Поэтому необходимо создать контраст между текстом и изображением. Достигается это за счет редактирования самого изображения (затемнение/осветление), редактирования текста (изменение начертания шрифта, размера и цвета), а также путем добавления дополнительных графических элементов.
Все графические элементы делятся на две группы в зависимости от целей слайда. Это может быть:
- разделение;
- навигация;
- выделение.
Первые две группы чаще применимы к объяснителям и доказателям, выделение служит для управления фокусом на айстопперах.
Алгоритм создания айстоппера:
- Начать лучше с изображения. Оно должно вызвать нужные ассоциации и быть достаточным для разрешения слайда.
- Вставить текстовый блок.
- Произвести иерархию.
- Создать контраст между текстом и изображением.
Слайд-усилитель
Презентация должна выполнять свою цель: большое значение имеет мотивация, а значит – эмоции. Презентация без эмоций мертва.
Основные принципы:
- в отличие от слайда-айстоппера, акцент должен быть на изображении, чтобы усилить эмоции;
- люди по-разному могут понимать картинки, а значит, текст нужен как вектор правильного восприятия;
- изображение хорошего качества лучше действует на сознание, если оно занимает весь экран.
Алгоритмы усилителя и айстоппера почти не отличаются, важно лишь помнить принципиальное различие их целей: айстоппер нужен, чтобы помочь запомнить, усилитель – чтобы усилить эмоции.
Поняв цель каждого слайда, вам легче будет прийти к нужному результату, потратив на это меньшее количество времени. Используя эти «принципы четырех типов слайдов» при оформлении презентаций, вы сможете добиваться целей своими слайдами: управлять удаленным вниманием, быстро «проникать» в сознание и способствовать желанию запомнить, мотивировать на нужное для вашего бизнеса действие.
Вам понравились материал Slidesign, но у Вас горят сроки - мы выполним работу за Вас:
- Хочу заказать презентацию!
- Хочу заказать инфографику!
- Хочу посмотреть все услуги Slidesign!
- Хочу в раздел Самообразование!