Стартапам часто приходится вести переговоры с инвесторами, чтобы получить деньги или отвечать на вопросы работодателя. Это не сложно, если ты уверен в себе. Но что если перед тобой сам Стив Джобс — легендарный основатель Apple? А если вспомнить, что о нем говорят сотрудники — почва уходит из-под ног, ведь по слухам он был очень вспыльчив и порой унижал людей. Slidesign опубликовал три реальные истории презентаций новых продуктов идейному вдохновителю Apple.
Пол Вайнштайнер, презентация стартапа
«Это было страшно, но в то же время довольно круто. Я, аутсайдер, питчил продукт (всего нас было трое), а он как раз терзал свою собственную команду напротив меня. В какой-то момент он спросил, как меня зовут, и когда я ему ответил, он сказал: «Пол Вайнштайнер тут единственный, кто знает, о чем вообще он говорит, черт побери», — и ушел. Он хотел прояснить очень специфическую деталь, а остальное его мало интересовало.
С тех пор я не видел его несколько лет, а однажды, за пару месяцев до того, как он умер, я пробегал мимо него, когда он обедал в ресторане — он остановил меня, поздоровался, спросил, чем я занимаюсь и как у меня дела… Для Пало Альто это как будто тебя останавливает Боно или Билл Клинтон и говорит: «Привет!»
Майк Кобб, презентация новой версии продукта Apple
«Это было здорово. Несмотря на все истории о том, как Стив унижал людей, на нашей встрече он был очень вежлив и позитивен. Он пришел, чтобы посмотреть на новую версию одной программы, над которой мы работали в Apple (ему очень нравилась предыдущая версия), и мы демонстрировали ему прототип. Ему частично понравилось, но также у него было много идей, как изменить это ПО.
Некоторые из этих идей были разочарованием, потому что ставили эстетику выше юзабилити. То же самое я сегодня наблюдаю в iPhone с его постоянно растущим количеством загадочных жестов, вроде свайпа вверх или вниз, двойных касаний и т.п. — это меня бесит. Несмотря на то, что я был не согласен с некоторыми его пожеланиями, было видно, что перед нами стоит действительно умный и страстный человек, который всерьез вовлечен в разговор.
Но что я лучше всего запомнил с той встречи, это четкость и ясность его представления о том, чего хочет пользователь. И он говорил об этом прямо. Он просматривал какой-то элемент или функцию и говорил: «Людям на это плевать», а потом он говорил о том, на что им не плевать.
Детали той встречи я позабыл (если не ошибаюсь, она состоялась в 1998 году), но та четкость, с какой он видел рынок, запала мне в душу. Думается, бОльшую часть успеха Apple Стив принес именно благодаря этому восприятию — что именно имеет значение для пользователей, и поэтому они до сих пор по инерции с удовольствием покупают продукцию компании».
Кэт Макинни, деловые переговоры
«Это был 1992 год. Я продавала им ODBMS (объектную базу данных) как элемент новой операционной системы NeXT OS. Наш директор по продажам ужасно боялся, а я нет. Я знала, что Джобса уволили из Apple, что с Pixar тоже все не слава богу, а NeXT был несбыточной мечтой, потому что рынок образования ни за что не стал бы раскошеливаться на крутой компьютер. Я воспринимала его как харизматичного стартапера, но большого идеалиста, с недостатком бизнес-чутья (учтите, мы сотрудничали с Apple после 20 лет поражений, но я отвлеклась).
Во время встречи он всем видом показывал, что он умнее всех присутствующих в комнате. Я старалась не обращать на это внимания, но это меня пугало. Его бы здесь не было, если бы его главный инженер не посоветовал ему явиться. Я это знала. Он откинулся назад и слушал, задал несколько вопросов и затем перешел к делу — он хотел продукт за бесценок.
Начались переговоры. Они продолжались месяц. Я бы могла бесконечно рассказывать детали, но вот что самое интересное. Однажды наклонился ко мне и сказал: «До вас просто не доходит, не так ли?» А я ответила: «Доходит. Мы торгуемся». После этого, как не странно, он сосредоточился на моем начальнике и запугивал его, а не меня».